18 окт. 2012 г.

О ревности, сломанном стуле и защите

Если вы боитесь умных слов, то ни в коем случае не читайте дальше!

Здесь будет как минимум одно - атавизм.

Как поведает вам Википедия или что-то посерьезнее, это проявление признаков дальних предков.

Почему я собственно говорю об атавизмах?
А потому что ревность.



Наши предки были вынужденны защищать - земли свои, дабы их не разворовали, дом свой, дабы недружелюбный сосед по общине не поджег, жену свою, дабы уж слишком дружелюбный сосед по общине не решился на непристойные предложения. Вот и получается, куда ни глянь, а бедному древнему мужчине приходилось культивировать в себе собственничество.
Впрочем, доисторическим леди тоже было несладко - моногамия не во все времена была в почете, так что нужно было зорко следить, чтобы побежавший за очередной шкурой добытчик не забежал на пещерный огонек к какой-нибудь самочке.

Ну как тут не развиваться ревности?
Все предпосылки для ее укрепления в самом сердце человека сквозь года, поколения и тысячелетия.

Вы знаете, есть за мной такой грешок - плюю я на определения.
Вот мне уважаемый Д.Н. Ушаков вроде бы и намекает, что ревность и собственничество - вещи не совсем одинаковые, а я вот беру и недоверчиво прищуриваюсь.
Станиславский во мне гордо поднял голову.
Пусть ревность - чувство, а собственничество - желание безраздельно владеть, разве одно не вытекает из другого, а другое не растворяется/распадается/раскрывается в первом?
Сложный коктейль эта человеческая психика, трудноупотребимый.
 
Лучшая защита - это нападение.
Была у меня приятельница, ревнивица жуткая. И войны холодные/горячие с другими дамами затевала, и подковерными играми не брезговала, и конфликтовала, остро-преостро. Вы можете подумать, что она довольно счастливая особа, которая просто защищала свое. Но нет.
Глядя на очередное ее искреннее возмущение, что какая-то "эта стерва" снова названивает мистеру M, я отчаянно путалась. Буквально вчера эта дамочка расписывала мне тревоги своего девичьего сердца: мистер М совсем-совсем ей не нужен, потому как он хоть и мил, и немного забавен, и... но все равно НЕ НУ-ЖЕН.
2 слова  и 4 слога, которые противоречили всем ее действиям.
Я наблюдала, как она выдерживала определенное время для звонка несчастному ухажеру, как продуманно строчила смс и как тщательно улыбалась мистеру М, только чтобы он не достался другим девушкам.
Парень варился в собственном соку. 
Нет, ребята, не любовное гнездышко она защищала и даже не своего короля червового. 
Себя она защищала, себя. Ревность как страх остаться одному, как страх, что тебя превзойдут, как страх будущей возможной боли.

Total control 
Еще одно распространенное явление - строгий надзор.

Жила-была девочка. А потом влюбилась. Быть она и дальше продолжила, а вот жить - как-то не очень, только по разрешению. Бойфренд моей юной подруги держал руку на пульсе: контрольный звонок каждые час тридцать, честные попытки взлома паролей, требования об отчете за день, за шаг, за слово, хорошо хоть полиграфом не проверял. Хотя,  я ожидала от него нечто подобное.
Сказать, что он, как и героиня предыдущей истории, защищал себя, нельзя. Любить, он мою подругу любил, просто в такой извращенной авторитарной форме.
Как Сталин любил СССР.
Просто некоторые по-другому не любят, не умею, не научились и все тут.

Буря в стакане
А иногда ревность выходит за рамки. Дозволенного, принятого и законного. Девушки выбирают горячих парней, а потом эти горячие парни вспыхивают по совершенно незначительному поводу и огонь, пожар, подайте мне воды! Знаю я один случай: один весьма впечатлительный мальчик, увидев как его возлюбленную пригласили на медленный танец (с руками на положенном им месте и с пионерским расстоянием между партнерами!), решил объяснить, что это причиняет ему сильный душевный дискомфорт. Стулом. Несколько раз подряд. Чем кстати нанес значительные разрушения инфраструктуре клуба.
И как тут не объясняй, что ты пустилась в пляс на корпоративе, потому что  захотелось размять туфли, а не потому что новый галстук столь эффектно оттенил глаза Аркадия Борисовича из отдела сбыта, что тебе захотелось полюбоваться ими в свете прожекторов - не поймет.

Театр одного актера
Все тайное люди хотят спрятать понадежнее, но мы же знаем, чем все закончится...
Ходит себе по земле взрослый умный парень, неожиданно спотыкается и влюбляется. Прогулки под луной, мишки-открытки, завтрак в постель - в общем джентльменский набор. А потом в какой-нибудь злополучный вторник взрослый умный мальчик понимает, что его чертовски раздражает улыбка на лице его благоверной. Причина радости ему не знакома.
С усердием хирурга и патологоанатома он вытаскивает на свет эту страшную тайну - он, самодостаточный, мудрый, совершенно наиглупейшим образом ревнует!  
В голове в конвульсиях бьется вся его философия, ведь ревность - удел слабых и неуверенных в себе!
И начинается игра. Все аффекты тщательно маскируются, надевается маска демократа, который предоставляет своей любимой полную свободу, так как он, взрослый и уверенный в себе мужчина, не позволяет себе ревновать ее и в чем-то ограничивать.
Ревность топчется ногами, ее тушат бычками нервно выкуренных сигарет и разбивают ударами кулаков по стене. Тихонько, когда никто не видит.

Конечно, быть собакой на сене - плохо.
Играть в тирана - плохо.
Объяснять что-то на стульях - вообще плохая затея.
Да и запирать себя в клетку гордости, мудрости и демократии - тоже не особо блестящая идея.

Как ни крути, а ревность - штука вредная. И отношения разрушает, и стулья. Атавизм, подарок  на память от древних собственников, разве он нам нужен в нашем технологичном,  современном и таком умном мире? В мусорное ведро и на утилизацию.


Однажды мой друг заметил, что остывает. Его любовь продувало сквозняком. Отношения стыли как чай на подоконнике осенним утром, а от сказанных друг другу слов шел пар. В чем была причина, я не знаю, но моя голова никак не хочет забывать его слова в тот холодный сезон: "Раньше я ее к каждому столбу ревновал, а теперь..."

Брошенные нечаянно, улизнувшие, пока их не заметил чистый ясный ум слова заставили мои глаза расшириться. 

Ревность - атавизм, но так ли полезно от него избавиться?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...